window.dataLayer = window.dataLayer || [];
Блог

Влияние на детей компьютерных игр

Компьютерные игры уже давно стали неотъемлемой частью современной культуры и развлечений. Многие дети проводят много времени, занимаясь играми на своих компьютерах, планшетах или смартфонах. Однако, несмотря на популярность и доступность таких игр, возникает вопрос о влиянии компьютерных игр на здоровье и психику ребенка.
Рассматривая данную тему, мы приходим к безусловному осознанию того, что интернет действительно оказывает значительное влияние на массовое сознание подрастающего поколения и на формирование его ценностных представлений, в том числе на его массовое поведение (Соснин В.А., 2015).
Первое, что следует отметить, это возможность игр способствовать развитию когнитивных навыков у детей. Некоторые игры требуют решения головоломок, стратегического планирования, анализа и принятия решений. Эти игры способствуют развитию логического мышления, пространственного воображения и улучшению реакции. Таким образом, игры могут быть полезными инструментами для развития умственных способностей у детей.

Однако, существуют и негативные аспекты влияния компьютерных игр на психику ребенка. Игры с насилием или агрессией могут способствовать развитию агрессивного поведения у детей. Стандартные элементы компьютерных игр, такие как схватки, борьба за выживание или сражения, могут вызывать чувство агрессии и научить детей решать конфликты с помощью насилия. Этот аспект может иметь негативное влияние на формирование личностных черт и социальных навыков у детей.
Масштабно развивается индустрия онлайн компьютерных игр. Доступность сети Интернет и гаджеты позволяет игрокам, которыми в большей степени являются подростки, соревноваться между собой каждый день по несколько часов, делая это дома, в школе, даже на ходу во время прогулок.
Современные подростки увлечены компьютерными играми, многие их которых носят соревновательный характер, то есть не подразумевают командное общение, а поощряют агрессивное поведение в адрес других игроков. Также соревновательные игры приводят к фрустрации подростков из-за неудач, число поражений, которое игрок может потерпеть за день может исчисляться тысячами, так как один раунд игре зачастую занимает 2-3 минуты. Очень краткие временные рамки в компьютерных соревновательных играх повышают тревожность и агрессию (см. Бутовская, 2019).
Компьютерные игры требуют большого количества времени на освоение, например, для освоение базовых навыков в одной игре ребенку требуется около 1000 часов (см. Бутовская, 2019). Поэтому для увлекающегося играми подростка, игра является одной их основных сфер жизни.
Массовый интерес к соревновательным компьютерным играм усиливает активное развитие и продвижения в СМИ киберспорта. Сейчас проводятся масштабные международные соревнования по компьютерным играм, в которых принимают участие тысячи спортсменов из разных стран. Киберспорт признан официальным видом спорта в России в 2016 году. Призы за победу в соревнованиях достигают десятков миллионов долларов США, победителей публикуют в “Forbes”, снимают в рекламе и активно продвигаются в социальных сетях.
Заметим, что анонимность компьютерных игр позволяет игрокам выбирать более агрессивные модели поведения, в том числе оскорбление и обман других игроков. Более того зачастую компьютерные игры устроены таким образом, что подобное поведение действительно проводит в более быстрой победе (см. Бутовская, 2019).
Гнев, раздражение и ненависть – это наиболее значимые состояния человека, лежащие в основе множества протестных движений, число которых растет благодаря глобальной бесконтрольной коммуникации через Интернет. Это состояние увеличивает вероятность противоправных действий. Также растёт число подростковых организаций с помощью сети. (Соснин В.А., 2015).
Анализируя опросы геймеров, подтвердилось наличие положительной связи между поведением в соревновательных играх и реальной агрессивностью. Некомпетентные игроки, которые зачастую являются эмоциональной нестабильными, испытывающие фрустрацию от поражений часто характеризуются повышенными показателями физической агрессии. Количество времени, которое подросток проводит в игре напрямую влияют на его эмоциональную стабильность, она снижается (см. Бутовская, 2019).
Кроме того, чрезмерное время, проведенное в компьютерных играх, может негативно сказаться на физическом и психическом здоровье детей. Длительное сидение перед экраном компьютера может привести к проблемам со спиной, зрением и ожирению. Постоянная игра может также вызывать зависимость, отвлекать от учебы и нарушать нормальный режим сна.
В целом, компьютерные игры имеют двойственный эффект на психику ребенка. Позитивные аспекты таких игр включают развитие когнитивных навыков и логического мышления. Однако, негативное влияние может быть связано с развитием агрессивного поведения и физическими проблемами. Родители и взрослые должны следить за тем, как и сколько времени дети тратят на игры, а также предоставлять им альтернативные развлекательные и увлекательные активности. Только так можно достичь баланса между пользой и вредом компьютерных игр для развития психики ребенка.
Список литературы
  1. Соснин В.А. Социальные движения в современном информационном обществе// Вопросы психологии, 2015 №6, стр. 57-67;
  2. Бутовская М.Л. Чаргазия Л.Д. Вовлеченность в соревновательные компьютерные игры и агрессивное поведение молодых мужчин// Вопросы психологии, 2020, №2, стр. 91-102;
  3. Асмолов Г.А. Асмолов А.Г. Интернет как генеративное пространство: историко-эволюционная перспектива// Вопросы психологии, 2019, №4, стр. 3-25;