window.dataLayer = window.dataLayer || [];
Блог

Детско-родительские взаимоотношения: аспекты формирование эмоционального и социального благополучия детей.

Качество отношений между родителями и детьми оказывает определяющее влияние на эмоциональное, психическое и социальное развитие детей. В данной статье мы рассмотрим, как родители могут помочь детям в их психоэмоциональном и социальном развитии, а также обозначим некоторые аспекты, препятствующие раскрытию потенциала ребенка.
Рассмотрим подробно каким образом родители влияют на формирование психологической стабильности детей, их стрессоустойчивости и возможностей социальной реализации.
А) Эмоциональная поддержка

Родители, умеющие выслушать и принять эмоции и ощущения своего ребенка, однозначно способствуют развитию эмоционального интеллекта.

Эмоциональный интеллект (ЭИ) — это способность распознавать, понимать и эффективно управлять эмоциями у себя и других людей. Он является ключевым фактором в формировании успешных отношений, достижении личностных и профессиональных целей, а также общего благополучия.

Когда родители проявляют внимание, понимание и поддерживают своих детей эмоционально, это помогает им развить навыки распознавания и понимания своих эмоций, а также развивает способность регулировать свое эмоциональное состояние.

«Дети, не способные эффективно выражать свои эмоции, могут столкнуться с проблемами в общении, адаптации и регуляции своих эмоций» об этом в своей книге «Драма одаренного ребенка и поиск собственного Я» пишет Алиса Миллер. Когда родители выслушивают и принимают ребенка, они показывают, что эмоции — это нормальная и важная часть жизни. Это учебный момент для детей, дает понимание, что их эмоциональные реакции являются ценными и могут быть выражены без страха осуждения.

"Эмоциональная регуляция является ключевым навыком, который дети должны освоить для успешного функционирования в обществе" - Даниэль Гоулмен. Дети становятся более уверенными и способными выражать свои эмоции здоровым и конструктивным способом, что способствует формированию социальных навыков, таких как сопереживание, терпимость и уважение к другим, повышается уровень самосознания и уверенности в своих эмоциональных реакциях.
Б) Конструктивная обратная связь является неотъемлемой частью здорового развития ребенка. Родители играют важную роль в формировании самооценки и уверенности в себе. Они должны общаться с детьми, предоставляя им конструктивную обратную связь, выражая похвалу и поддержку, что позволит детям стать более уверенными и успешными в своих жизненных достижениях.

Зигмунд Фрейд отмечал, что самые важные вещи, которые родители могут сделать для своих детей, это личный пример, похвала и конструктивная обратная связь. Фрейд говорил: "Детей необходимо поощрять, чтобы они могли верить в себя. Наши слова и похвала могут стать непоколебимым фундаментом для их самооценки и самопринятия".

Американский психолог Карл Роджерс, также акцентировал внимание на важности конструктивной обратной связи. Он говорил: "Самоощущение развивается на основе опыта, который мы получаем от других людей. От того, как нас видят и оценивают, зависит, как мы видим и оцениваем сами себя".

Психологические исследования показывают, что конструктивная обратная связь способствует лучшему пониманию себя и окружающего мира. Родители, выражая свои чувства и мысли по поводу поведения и достижений детей, помогают им осознавать свои сильные стороны и учиться управлять своими слабостями. Это позволяет детям формировать позитивное мировоззрение и закладывать положительные перспективы для своего будущего.

Жан Пиаже, швейцарский психолог, сформулировал интересную мысль: "Высокая самооценка — это не чувство, что вы всегда правы или что надо получить похвалу за все, что вы делаете. Это чувство способности справляться с трудностями и решать проблемы, находя конструктивные решения".

Поэтому, родители должны быть активными и внимательными наблюдателями, передавая своим детям конструктивную обратную связь.
В) Создание безопасной среды для ребенка – одна из ключевых задач родителей. Она включает в себя как физическую безопасность, так и эмоциональное благополучие, обеспечивая оба аспекта, родители могут сделать окружение своего ребенка устойчивым и спокойным, позволяющим ему расти и развиваться без страха и тревоги.

Психолог Феликс Варлет утверждает: "Физическое благополучие ребенка является основой его эмоционального развития. Здоровое и безопасное окружение способствует формированию у него чувства уверенности и стабильности".

Физическая безопасность – только одна сторона медали. Обеспечение эмоционального благополучия также имеет важное значение для развития ребенка. Исследователь и психолог Джон Боулби подчеркивал: "Для ребенка эмоциональная безопасность — этооснова его уверенности в мире".

Объятия, теплота, понимание, выслушивание, безусловная любовь и забота – все это создает благоприятную эмоциональную среду для ребенка. "У ребенка не может быть более ценного дара, чем воспоминание о теплых словах, выражающих принятие и любовь к нему» (Карл Густав Юнг).

Осознавая важность эмоционального благополучия, стоит стремиться к предупреждению эмоционального насилия или любых других форм, которые могут повлиять на психологическое состояние ребенка. Психолог Эрик Эриксон сказал: "Устойчивость и безопасность добивается не только при помощи физической, но и эмоциональной связи между ребенком и родителями".

Создать безопасную среду для ребенка – задача родителей, требующая постоянного и активного внимания. Ребенок должен чувствовать, что его окружают любовь, забота и поддержка, а его физическая и эмоциональная безопасность обеспечены. Подведем итоги словами психолога Бертранда Рассела: "Ребенок, окруженный заботой и безопасностью, имеет возможность полноценно расти и развиваться, и раскрывать свой потенциал».
Каким образом поведение и привычки родителей препятствуют формирования здоровой психики детей. Рассмотрим подробнее важнейшие аспекты не конструктивного влияния родителей на развитие детей:
а) Сверхконтроль со стороны родителей является одной из наиболее распространенных форм воспитания детей, когда родители строго контролируют каждый аспект их жизни. На первый взгляд, такой подход может показаться правильным, ведь родители берут на себя ответственность за благополучие своих детей. Однако, исследования показывают, что слишком высокий уровень контроля может иметь отрицательные последствия для развития ребенка.

Одной из основных проблем сверхконтроля является ограничение свободы и инициативы детей. Отсутствие возможности самостоятельно делать выбор и принимать решения, часто приводит к утрате опыта и навыков, необходимых для принятия собственных решений в будущем. Как отмечает известный психолог Гарри Гантрип, "родители, слишком контролирующие своих детей, не дают им возможности научиться справляться со стрессом и принимать решения самостоятельно".

Более того, сверхконтроль может привести к зависимости и нежеланию принимать ответственность за свои поступки. Дети, выросшие в атмосфере строгого и всеохватывающего контроля, могут стать более зависимыми от окружающих. Они могут бояться совершать ошибки и попадать под критику, что препятствует их личностному росту. Жизнь, без опыта принятия решений и самостоятельности, может быть непредсказуемой и сложной для таких детей.

Важно отметить, что родители, выбирающие сверхконтроль, могут делать это со всей добросовестностью, считая, что это лучший способ обеспечения будущего своих детей. Однако, здесь необходимо помнить о балансе между защитой и развитием самостоятельности. Как отмечает известный психолог Эрик Эриксон, "родители должны дать детям достаточно свободы и возможности для самореализации, чтобы они могли найти свое место в мире и развить свои собственные уникальные способности".

Психолог Лиза Дамур, автор большего количества книг о воспитании подростков, рекомендует родителям: " быть поддерживающими и наставляющими, но при этом давать детям возможность осуществлять свое собственное решение".
б) Недостаток внимания и поддержки со стороны родителей имеет серьезные последствия для развития самооценки и эмоционального благополучия у детей. Исследования в области психологии подтверждают, что недостаток внимания и поддержки может негативно повлиять на формирование позитивной самооценки и вызвать эмоциональные проблемы.

Карл Роджерс, говорил, что "люди очень нуждаются в аутентичном признании, понимании и принятии со стороны других людей". Родители, которые проявляют недостаток внимания и поддержки, не удовлетворяют эту базовую потребность у детей, что может создать ощущение невидимости и непризнания их собственной ценности.

Жан Пиаже отмечал, что "одной из наиболее важных функций родителей является создание благоприятной внутренней модели, определяющей стабильность и надежность в мире ребенка". Без поддержки и внимания от родителей дети рискуют чувствовать себя неуверенно и неспособными справиться с трудностями.

Альфред Адлер утверждал, что "дети с невротическими проблемами часто вырастают из домов, где их эмоционально пренебрегают". Недостаток эмоциональной поддержки может вызвать чувство одиночества, беспомощности и отчуждения у детей, что становится основой для возникновения различных психологических проблем.

Следует помнить, что родители - важнейшие ролевые модели для детей. Американская психолог Хайди Грант Хэлворсон пишет, что именно "родители создают основу для эмоционального развития детей". Если родители не обладают достаточным количеством внимания и поддержки, они не смогут эффективно помогать своим детям развивать здоровую самооценку и эмоциональную стабильность.
в) Моделирование не конструктивного поведения является значительной проблемой, особенно когда родители не осознают влияние своих действий на детей.

Алберт Бандура утверждал, что дети наблюдают за своими родителями и подражают их поведению. Если родители демонстрируют негативные привычки, такие как курение или употребление наркотиков, проявляют агрессию в отношениях между собой или в отношении детей, дети могут воспринимать это как норму и повторять такое поведение в своей жизни.

Кроме этого, моделирование неправильного поведения может проявляться и в отношениях родителей друг к другу. Джон Готтман, известный американский психолог-исследователь, обратил внимание на связь между отрицательной коммуникацией родителей и проблемами в эмоциональной сфере детей. Если родители постоянно ссорятся и выражают друг другу негативные эмоции, дети будут подражать образу своих родителей, а также могут испытывать стресс и конфликтные эмоции.
Осознавая важность своей роли, родители должны быть особенно внимательными к своему поведению и его последствиям и влиянию на эмоциональное и поведенческое развитие детей.

"Дети — это отражение нас, и они видят мир через наши глаза. Мы являемся наиболее значимыми моделями для наших детей, поэтому наше поведение имеет огромное значение».